Меню

Царь ванна в баболовском парке как найти



Царь-ванна: восьмое чудо света (г. Пушкин, Баболовский парк)

В одном из укромных уголков Баболовского парка, недалеко от основных экскурсионных маршрутов, на берегу речки Кузьминки, располагаются руины Баболовского дворца. Это и есть основная цель нашей поездки. Ведь именно здесь прячется от посторонних глаз легендарная Царь — ванна, сооружение вызывающее до сих пор массу споров, дискуссий и сомнений.

Где находится Царь-ванна. История Баболовского дворца

История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г. А. Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная Нееловым свободная, ассимитричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов. Баболовский дворец состоял из гостиной, двух спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна, о которой пойдёт в дальнейшем речь, была изготовлена только спустя 35 лет.

Как гласит официальная история, в 1811 году по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел Самсону Суханову, который в 1818 сдал свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную.

Как видно по фотографиям, в настоящее время, Баболовский дворец представляет собой печальное зрелище. После революции 1917 г., здание дворца было перепрофилировано новой властью под военные нужды. Во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа. Являясь военным объектом Баболовский дворец подвергся бомбардировкам со стороны фашистской авиации и был превращён в руины. По счастливой случайности, во время обстрелов купальня не пострадала и уникальная Царь-ванна осталась неповреждённой. Кстати, существуют свидетельства, что немцы хотели переправить гранитного исполина в Германию, однако справиться с 48-тонной ванной им оказалоь не под силу.

Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом.

В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационнных работ. «Реставраторы» в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но глядя в живую, понимаешь, что уровень качества работ таких «реставраторов» применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет. В 2014 году территорию Баболовского дворца огородили синим заборчиком и посадили у входа маргинального вида охранника. Он-то, за символическое вознаграждение, и осуществил наш беспрепятственный доступ к цели нашей поездки.

Вот через этот пролом мы впервые увидели восьмое чудо света — баболовскую Царь-ванну!

Размеры Царь-ванны

Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению:

  • Вес: 48 тонн
  • Высота: 1,955 м
  • Глубина: 1,151 м
  • Диаметр: 5,330 м
  • Объём: около 25 куб.м или около 2000 вёдер воды.

Загадка Царь-ванны

Размеры ванны впечатляют. Но как же, чёрт возьми её сделали? По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Абсолютно непонятно как дотащили глыбу гранита весом в 160 тонн, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог.

Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня. Создалось впечатление, что гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке.

Стоит помнить, что в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим.

Каким образом удалось добиться таких фантастически правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.

На дне ванны сливного отверстия обнаружено не было. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это?

Феноменальный уровень обработки гранита.

И на последок ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетнии руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить?

P.S. Как показал небольшой опросик, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне.

В продолжение истории о Царь-ванне, приглашаем вас посмотреть ещё одну нашу прогулку, в этот укрытый от посторонний глаз уголок, состоявшуюся через год после написания этого блога — Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация.

Источник статьи: http://soglas-proekt.ru/blog/tsar-vanna-vosmoe-chudo-sveta-v-babolovskom-parke.html

Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация? (2 часть)

В очередной уик-енд, когда лето было на исходе, а за окном не было проливного дождя, решили мы показать нашему гостю из Москвы гранитную царь- ванну в Баболовском парке, любимую нашу царскосельскую достопримечательность. Рассказ о гранитной ванне уже был в нашем фотоблоге. Поэтому будем считать, что это 2 часть, благо, что увидели мы в этот раз много нового и интересного.

Царь-ванна. Как добраться

В общем, особо не рассуждая, мы через какое-то время парковались у отеля «Потёмкин», бывшего профилактория ижорского завода. От отеля до развалин Баболовского дворца — рукой подать, всего 10 минут пешком. Однако, памятуя, что в прошлую прогулку к гранитному исполину нам пришлось «договариваться» с местным охранником, мы решили проверить содержимое кошельков на предмет мелкой наличности. И, естественно, её не оказалось! Одинокая купюра в 5 т.р. несколько превышала отведённый лимит на посещение царь-ванны. Выход был найден быстро- кофепитие на открытой веранде отеля «Потёмкин», откуда и был сделан этот снимок.

На другой стороне Баболовского пруда виднеется мост-плотина, собственно туда-то нам и надо.

Обнесённый синим забором Баболовский дворец, в круглой купальне которого и спрятана от постороннних глаз гранитная ванна — шедевр камнетёсного искусства с непонятной историей происхождения. Подробно о истории создания гранитной ванны можно прочитать здесь.

Окрестности Баболовского дворца

Историческое фото Баболовского дворца, сделанное с того же ракурса, что и фото выше.

Удивительная по своей красоте полукруглая плотина.

Юный исследователь объясняет принцип работы плотины.

Смотреть можно бесконечно.

С другой стороны, всё более прозаичней.

Неподалёку разместился уютный родничок.

Баболовский дворец — место, где находится Царь-ванна

Мы у забора Баболовского дворца. Кем-то найден совсем бюджетный вариант осмотра исторического артефакта. Но, не это удивило нас. Даже через забор мы увидели деревянные леса и устроенные навесы над руинами Баболовского дворца. С нетерпением зовём охрану!

Мы внутри! Ну, наконец-то хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки. В прошлой части про баболовскую ванну мы сетовали, что никому нет дела до нашего прошлого, и негодовали, что поистине уникальные здания и экспонаты гибнут открытые всем дождям, ветрам, снегам и государственному равнодушию.

Добротно сделаные навесы, частично закрытые цементными плитами проёмы, натянутая зелёная строительная сетка.

Очень отрадно наблюдать, что началось хоть какое-то движение по сохранению исторического объекта (Баболовский дворец) и уникальнейшего экспоната (Баболовская ванна).

Проёмы стрельчатых окон «укрепили» деревянными подпорками. Однако, назначение этих подпорок не до конца ясно. Какой-либо поддерживающей функции они не несут.

Очень хочется верить, что полномасштабная реставрация Баболовского дворца не за горами, в ходе которой уйдут в прошлое неприглядные следы советской «реставрации».

Удивительная Царь-ванна

У входа в помещение купальни, где находится царь-ванна. Интересно, нашёлся хоть один человек, который находясь в метре от заветной цели внял этим запретам?:)

Трудно сказать, сможет ли деревянный навес спасти ванну при обрушении кирпичного купола купальни, который находится в аварийном состоянии. Однако, это лучше чем ничего! Шлём всем лицам, причастным к спасению царь-ванны, слова большой благодарности!

Гость из Москвы не может скрыть своей радости!

Я же в очередной раз испытываю трепетный восторг.

Загадка Царь-ванны

Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях. Стоит понимать, что для того чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю (скарель- инструмент камнетёсов, по виду напоминает долото). Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. Не стоит забывать, что победитовых скарпелей в то время не было, а обычный стальной скарпель после 3-4 ударов по граниту необходимо было бы заново затачивать. В общем, титанический труд. титанический труд настолько, что в него верится с трудом.

А ещё необходимо было отшлифовать все поверхности.

Гость из Москвы находится в полной эйфории от увиденного!

На дне ванны сливного отверстия увидеть не удалось, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету (2-3 см в диаметре). Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием. Очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. метров такой дырочки, мягко говоря, будет маловато.

Вот на таких 4-х гранитных блоках покоится 48-тонный гранитный исполин. Существовало мнение, что воду в Царь-ванне нагревали разводя под ванной костёр. Однако, здравый смысл подсказывает, что развести под ванной костёр в столь небольшом пространстве между полом и дном ванны попросту невозможно. Да и как вообще возможно использование открытого огня в обособленном помещении купальни без соответствующих вентиляционных шахт?

Заглядываем под ванну. Видно, что необработанную поверхность дна ванны не касались умелые руки былинного камнетёса Самсона Суханова.

Купальня Баболовского дворца

Вдоволь насмотревшись на ванну, поднимаем взгляд на кирпичные своды купальни. Что интересно, Баболовский дворец, в ходе артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны был превращён в руины. Во дворце до войны размещалось подразделение 100-й авиационной бригады Ленинградского военного округа, поэтому фашисты не жалели боеприпасов. Однако, каким-то непостижимым образом, ни один из выпущенных по дворцу снарядов не попал в купальню. Видно, что кирпичные своды купальни Баболовского дворца не касалась рука советского «реставратора». Счастливое провидение?

Магия естественного освещения.

Видно, что из кирпичного купола уже выпали несколько кирпичей. Радуемся, что работы по консервации Баболовского дворца наконец-то наступили, и как оказалось, весьма вовремя. Разрушение кровли — это стремительный процесс. Одной зимы было бы достаточно, чтобы безвозвратно потерять исторический памятник архитектуры. Предполагаем, что при обрушении кровли, на восстановлении Баболовского дворца можно было бы поставить крест.

Остов чугунной лестницы, которая когда-то вела к расположенной вокруг ванны площадке.

Историческое фото интерьера купальни. Мы думаем, что площадка вокруг царь-ванны носила функции смотровой, т.к. никаких перил, облегчающих спуск в ванну и подъём из неё, предусмотрено не было.

Удивительно, что хоть что-то осталось после охотников за металлоломом.

Остатки декоративного орнамента лестницы, в оспинах ржавчины.

Уцелевшие кронштейны смотровой площадки.

За остатками или останками лестницы виднеется дыра, ведущая в подземные галереи Баболовского дворца.

Манящее своей таинственностью подполье купальни. Кусаем себе локти, что не захватили с собой фонари для тщательного изучения подземных интерьеров дворца. Зато есть повод наведаться в это удивительное место в 3 раз.

Реставрация по-советски. Стены павильона Царь-ванны носят следы многочисленных реставрационных работ.

Таицкий водопровод у стен Баболовского дворца

Попрощавшись с любезным охранником, осматриваем окрестности Баболовского дворца. И . натыкаемся на остатки исторического водопровода.

Как выяснилось позднее, это остатки Таицкого водовода, питавшего водой всю систему царскосельских прудов и бравшего своё начало от подземных ключей, бивших недалеко от деревни Тайцы.

По одной из версий, императрица Екатерина II, причислявшая таицкой воде живительные свойства, возжелала построить себе некое подобие современного СПА-салона, который впоследствии был почему-то назван Баболовским дворцом. В этом кроется отгадка странной, абсолютно не свойственной эпохе того времени, ассиметричной формы дворца. Есть ли ещё где-то подобный дворец, в котором, центральное место занимает не бальный зал, а купальня?

Здесь видимо осуществлялся сброс воды в Баболовский (Большой) пруд.

А это- делитель потока Таицкого водовода. На заднем плане видна траншея или, как правильно говорить, открытая галерея водовода.

В открытых источниках, нам удалось обнаружить рисунок, дающий какое-то представление о найденных нами инженерных сооружениях. Жаль, на схеме не указан подвод воды к Царь-ванне. Так бы одной загадкой меньше стало.

Поражающая воображение купальня Баболовского дворца.

Прогулка по Баболовскому парку

Полузаросший Серебряный пруд, не потерявший своей пасторальной привлекательности.

Ещё один умиротворяющий пейзаж

Мы возвращаемся. В далеке виднеется отель «Потёмкин», где мы приятно испили кофе, в начале нашей фотопрогулки.

Под развесистой кроной обнаруживается оборудованное место для VIP-шашлыков. В первый момент, негодуя, принялись пинять на горе-шашлычников за оставленный мусор. Однако, при ближайшем рассмотрении мусора не обнаружилось. Мангалы, кресла, мешок с углями и бутыль с водой.

Источник статьи: http://soglas-proekt.ru/blog/babolovskiy-dvorets-i-tsar-vanna-restavratsiya-ili-konservatsiya.html


Adblock
detector