Меню

Это выглядит как благородная попытка найти истину запятая



Помогите написать сочинение — рассуждение. Егэ. По плану.

(1 ) Свобода печати и появление Интернета — великие достижения нашей эпохи. (2 ) Но у шагов прогресса есть и свои теневые стороны. (3 ) Ныне такой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма.

(4 ) Телевидение охотно устраивает диспуты между профессионалами и дилетантами. (5 ) Это выглядит как благородная попытка найти истину. (6 ) Но в глазах большей части публики такой диспут выигрывает не тот, на чьей стороне логика, а тот, кто меньше стесняется говорить уверенным тоном что угодно. (7 ) А таковым, конечно, всегда окажется дилетант, а не учёный.

(8 ) Популярен тезис, что истины нет, а есть только разные мнения. (9 ) И следующий — что всякое мнение не менее ценно, чем любое другое.

(10 ) Идея равенства всех возможных мнений чрезвычайно льстит, в частности, многочисленным молодым людям, живущим в Интернете, это открывает им непосредственную возможность огласить своё мнение по любому вопросу. (11 ) В Интернете немыслимое множество всезнаек, которые смело и уверенно высказываются, — как правило, противоположно тому, что говорит традиционная наука.

(12 ) Особенно модны любительские измышления на тему истории слов и истории целых языков.

(13 ) Большинство лингвистов-любителей старается казаться исследователями, сказавшими новое слово в науке. (14 ) И, конечно, для них очень важно обесценить в глазах читателя профессиональную науку, изобразить её как скопище косных догм, совершенно ненужных свободно мыслящему читателю.

(15 ) Есть и такие, которые открыто заявляют, что их утверждения о языке основаны только на интуиции, на озарении.. .

(16 ) И почти всегда лингвисты-любители из своих первоначальных выкладок делают фантастические выводы об истории. (17 ) Более того, почти всегда это идеологически направленные выводы. (18 ) Скажем, если речь идёт о России, то изображается какое-то совершенно безграничное могущество российской нации в безумной древности.

(19 ) Приведу примерный ход рассуждения.

(20 ) Какое-нибудь английское net («сеть» ) похоже на русское нет. (21 ) Правда, значения вроде никак сцепить невозможно. (22 ) Но это как раз замечательное свойство лингвиста-любителя: нет таких двух понятий, которые он не смог бы связать. (23 ) Например, так: «сеть — это то, где для рыбы выхода нет» . (24 ) А вывод уже будет серьёзный: «А! значит, англичане взяли это слово у нас!» . (25 ) Можно было бы, конечно, спросить, почему не наоборот, но это у любителей не принято. (26 ) Что все слова взяты из русского, говорится во всех их сочинениях примерно с таким вот обоснованием.

(27 ) Оговариваюсь, что подобное наблюдается у других народов (не буду называть, чтобы никого не обижать ) . (28 ) Точно так же пишется о безумной древности соответствующего этноса и «доказывается» , что от него произошли все остальные народы мира.

(29 ) Чтение таких сочинений может даже оказаться занятным, но только твердо знайте: они из жанра фантастики, сколько бы ни уверял вас автор, что это научное исследование.

(30 ) Стоит ли такие измышления критиковать? (31 ) В научной среде довольно распространена позиция, что это обыкновенная детская болезнь, которая пройдёт сама по себе. (32 ) Увы, эта оптимистичная точка зрения не подтверждается практикой: за последние 10-20 лет круг такого рода сочинений необычайно расширился, и, что самое огорчительное, круг их поклонников тоже. (33 ) В печати мы уже встречаем, например, такую формулировку: «Истина достигается не точной наукой, а общественным согласием» .

(34 ) К счастью, пока ещё кажется немыслимым, чтобы телевизионными диспутами и голосованием устанавливалось, что верно и что неверно. (35 ) Но нельзя гарантировать, что развитие тенденции не приведёт и к такому.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/167202097

3.06.Задание по русскому языку для группы 1 РЭ 93
план-конспект занятия

Задание по русскому языку предназначено для группы 1 РЭ 93 в рамках дистанционного обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы и задания.

  1. Что такое сложное предложение?
  2. При помощи чего соединяются части сложных предложений?
  3. Зачем нам нужны сложные предложения?

( конспект не нужен, выполняем только упражнение-тест)

Мы помним, что простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Я написал его просто отлично.

И нам хочется как-то объединить эти события в одно высказывание.

Значит, нам понадобится более сложная конструкция.

В составе сложного предложения эти они должны объединиться в единое смысловое и синтаксическое целое.

Это больше не отдельные предложения – это части одного сложного предложения.

В сложном предложении может быть две части и более.

Между нашими частями будет стоять лишь запятая.

Мы писали диктант, я написал его просто отлично.

И такое предложение мы назовём бессоюзным сложным предложением . Сокращённо – БСП.

Действительно, союза между частями нет.

Но чем тогда связаны части? Ведь не знаком же пунктуации и не паузой – они только средство обозначения чего-то!

Однако если присмотреться к предложению как следует, то мы обнаружим, что в нем есть ещё один важный компонент. Это интонация .

При помощи интонации и связываются части бессоюзных сложных предложений.

Она помогает передавать отношения между частями.

Увидеть её, конечно, нельзя – только услышать. Зато у нас есть то, чем обозначается интонация – знаки препинания .

При этом интонация может быть разной, поэтому между частями бессоюзного предложения ставятся разные знаки препинания.

Погода была плохой, пришлось надеть шапку .

Тут у нас просто последовательность, смена событий, которую мы обозначили запятой.

Погода была плохой – пришлось надеть шапку .

А здесь одно событие следует из другого , поэтому мы ставим тире.

Пришлось надеть шапку: погода была плохой . Теперь одно событие становится причиной для другого, и мы отображаем это при помощи двоеточия.

Итак, пока что мы выяснили, что в сложном предложении две грамматические основы или более.

И мы начали определять виды сложных предложений.

В бессоюзном предложении части соединяет только интонация.

Но что же с другими видами?

Рассмотрим союзные предложения.

Но даже при союзах есть два типа связи , с которыми мы уже сталкивались.

Первый тип – сочинительная связь. При ней элементы равны между собой – как однородные члены.

Но мы сталкивались и с подчинительной связью . Где один элемент подчиняет себе другой – в точности как в словосочетаниях.

Поставим между частями предложения союз и.

Мы писали диктант, и я написал его просто отлично.

Части предложения и правда равны между собой.

И это предложение можно назвать сложносочинённым . Сокращённо – ССП.

Конечно, части вновь связывает интонация. Но на сей раз у неё есть товарищ –союз.

То есть, части в сложносочинённых предложениях соединяются при помощи интонации и сочинительных союзов.

Мы можем поставить между частями союз и – и получится выражение последовательности событий.

Или мы можем поставить союз а – и получится противопоставление.

Его можно выразить и при помощи союза но .

Благодаря союзам мы можем выражать самые разные отношения между частями.

В чем плюсы и минусы сложносочинённых предложений?

Пунктуация в них сильно зависит от употреблённого союза, и это убирает множество проблем.

Знание пунктуации при однородных членах также может нам помочь.

Однако при помощи сочинительных союзов можно выразить не все оттенки отношений между частями.

И иногда пунктуация усложняется или даже ставится тире.

Итак, есть бессоюзное предложение, в котором части просто склеиваются интонацией.

Есть сложносочинённое предложение, которое чем-то напоминает однородные члены.

Последний вид предложений должен напоминать словосочетание, не так ли? Мы столкнёмся в нем с подчинением!

Выберем главной вторую часть нашего предложения. И используем союз когда , чтобы соединить части.

Когда мы писали диктант, я написал его просто отлично.

И вот перед нами сложноподчинённое предложение, сокращённо – СПП.

Интонация вновь нам помогает, и союз тоже здесь.

Так что части в сложноподчинённых предложениях соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов – или союзных слов.

Я приду на встречу, если ты меня пригласишь – тут мы выразили условие.

Я приду на встречу, когда ты меня пригласишь. А здесь у нас придаточное времени.

Ты меня пригласишь, так что я приду на встречу . Теперь между частями отношения следствия.

Сложноподчинённые предложения позволяют передать нам огромное количество оттенков значения.

И это их основной плюс: они крайне необходимы в речи, потому что позволяют показывать самые разные отношения между событиями.

Но при этом такие предложения могут доставить нам трудности.

Во-первых, придаточная часть может стоять где угодно: перед главной, после главной, внутри главной… Во-вторых, трудностей с пунктуацией добавляют некоторые сложные союзы.

Так что здесь приходится поразмыслить.

Итак, мы выделили такие виды сложных предложений:

Бессоюзное сложное предложение – в нем части соединяются при помощи интонации.

Сложносочинённое предложение – здесь к интонации присоединяются сочинительные союзы.

Сложноподчинённое предложение – здесь роль играют ещё и подчинительные союзы или союзные слова.

Но зачем нам вообще усложнять? То есть, зачем нам сложные предложения, неужели нельзя пользоваться простыми?

Мы уже сказали, что это позволяет показать связь между событиями и предметами, передать самые разные оттенки смысла.

Кроме того, сложные предложения – это признак литературной, грамотной речи. Не зря же их так много в художественной литературе.

Так что умение составлять сложные предложения и расставлять в них знаки препинания всегда пригодится в жизни.

Упражнение — тест для закрепления.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .

1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийскийдворец но и в знаменитую «Поляну сказок».

2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.

3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала просить его показать еще несколько фокусов.

4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не

5)Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.

3 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое суток.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.

Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии.

Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации рождают бесконечное множество музыкальных тем.

Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

5 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».

2) Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

3) С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы детские голоса.

4) Это выглядит как благородная попытка найти истину.

5) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.

2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.

3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.

5)Ждал дед внучку да так и не дождался.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению

астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел проходить.

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к «умеренности и аккуратности».

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ (самопроверка) 1 упражнения

1.Правильный ответ: 1 предложение с однородными членами, соединенными двойным союзом- не только, но и …, 5 предложение с однородными членами, соединенными двойным союзом-как , но и …,

2. Правильный ответ:1,3,4 — предложение с обособленным одиночным определением, относящимся к личному местоимению, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

3. Правильный ответ: 3, 4 – без сомнения- вводное слово, которое выделяется запятыми.Может быть- является частью сказуемого- может быть использован, запятыми не выделяется.

4. Правильный ответ:1,4- Документ, какой?( 1) на первой странице которого красовалось огромное пятно от кофе (4)- придаточное определительное

5. Правильный ответ:1,3,4 – сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, в котором есть указательное местоимение ТО, которое становится причиной отсутствия запятой на стыке союзов ЧТО ЕСЛИ

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2020/05/19/20-05-zadanie-po-russkomu-yazyku-dlya-gruppy-1-bs91


Adblock
detector