Меню

Чугунные ворота в павловске как найти



Николаевские ворота

Николаевские ворота ― первое сооружение, которое можно увидеть въезжая в Павловск, с Царскосельского шоссе.
Ворота были сооружены в 1826 году по приказу императора Николая I в честь дня рождения своей матери. Императрица Мария Федоровна благосклонно отнеслась к подарку сына и в своем указе велела назвать их в его честь.
Над проектом ворот трудился главный архитектор Павловска знаменитый Карл Росси. Возвели ворота достаточно быстро для того времени. На отливку ворот ушло полтора месяца, на сборку ― чуть больше 10 дней.

Ворота выполнены с чугуна, поэтому получили в народе свое второе название ― Чугунные. Ворота представляют собой 16 дорических колонн высотой более десяти метров на четырех невысоких постаментах. Центральный пролет отвели для проезда транспорта, проемы по бокам ― выполняют функцию тротуаров. Аттик в центре ворот до революции был украшен фигурой двуглавого орла с короной на голове и развевающимися лентами у ног. После революции 1917 года корону на голове удалили. Весили ворота 82 тонны.

К воротам примыкает чугунная ограда. Ее украшает вазы с цветами и фруктами. Для выделения декора все накладные элементы были окрашены в белый цвет, а сами ворота ― в серый.

Со временем Павловск разросся, и теперь ворота встречают гостей города не на въезде в город, а посреди зданий и офисов.

Во время войн многие декоративные элементы ворот были утрачены. Но сами ворота стоят и до сих пор вызывают интерес туристов.

Источник статьи: http://vpavlovsk.ru/nikolaevskie_vorota/

Чугунные ворота при въезде в Павловск

Чугунные ворота при въезде в Павловск

Подарок, сделанный императором Николаем I своей матери императрице Марии Федоровне ко дню рождения в 1826 году, весил 82 тонны, высота его была 10,7 метра, а длина – 17 метров. Это были чугунные ворота, установленные при въезде в Павловск со стороны Царского Села. Благодарная мать в повелении управляющему Павловска отметила: «…повелеваю сии ворота называть по имени любезного моего сына Его Императорского Величества — Николаевскими воротами».

Проект Николаевских ворот

Проект ворот был разработан К. Росси, в то время главным архитектором Павловска. Сделали ворота очень быстро: шесть недель ушло на их отливку, за двенадцать дней их собрали. Ворота состояли из 16 дорических колонн, закрепленных на четырех низких постаментах, средний пролет служил для транспорта, два боковых — для пешеходов. Аттик над средним пролетом был украшен фигурой двуглавого орла с развевающимися лентами у ног и короной наверху. К воротам примыкала чугунная ограда, украшенная вазами с цветами и фруктами. Все накладные элементы были окрашены белой краской, ворота серой. Город за последующие годы сильно разросся, и ворота оказались не на границе его, а в глубине городской застройки.

После 1917 года корона, венчавшая орла, была сбита, многие элементы в военные годы были утрачены, но, как их чаще называли жители, Чугунные (Николаевские) ворота существуют до сих пор и напоминают о людях, с чьей жизнью связана история их появления в Павловске.

Источник статьи: http://www.ilovepetersburg.ru/content/chugunnye-vorota-pri-vezde-v-pavlovsk

Николаевские ворота Павловска

Николаевские ворота обозначают въезд в Павловский парк со стороны Царского Села. Это тяжелое, массивное сооружение построено в классическом стиле великим К. Росси в 1820-х гг. Ворота были подарены Николем I его матери Марии Федоровне на день рождения: императрице подарок понравился, и она повелела назвать их в честь сына.

После революции некоторые элементы декора ворот были повреждены или демонтированы, например, корона над фигурой двуглавого орла; в 1981 г. по старым фотографиям и чертежам изготовили их реплики, и строение отреставрировали.

Ворота не зря величают тяжеловесными и монументальными — вес конструкции 5000 пудов (80 т). Их изготовили в Санкт-Петербурге за рекордно короткий срок — 6 недель, однако на ушло еще две недели. Вся постройка выполнена из чугуна, торжественный аттик поддерживают 16 стройных колонн, образующих три пролета: два по бокам для пешеходов и центральный для транспорта. От ворот в обе стороны отходит чугунная ограда, декорированная фруктами и цветами в оригинальных вазах. Несмотря на внушительные габариты (высота — 10,7 м, ширина — 17 м.), конструкция однажды стала причиной серьезного ДТП с участием автомобиля и рейсового автобуса. В результате него от ворот откололся большой кусок, и в таком состоянии они пребывали 5 лет, пока администрация Павловска не отреставрировала архитектурный шедевр, заодно перекрасив его в белый цвет.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Павловск, ул. Садовая, 20Я.

Как добраться: на общественном транспорте — из Санкт-Петербурга с Витебского вокзала или с ж/д ст. «Купчино» до ст. «Павловск», или на маршрутках от ст. м. Московская, Звездная или Купчино; от ст. «Павловск» до дворца на автобусах №№ 370, 372, 375А, 383, 493 или маршрутках №№ 286, 299, 521; на личном транспорте — из Питера по Витебскому пр-ту, далее по Павловскому ш., всего около 30 км.

Источник статьи: http://tonkosti.ru/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0

Николаевские ворота в Павловске

Адрес: Павловск, Садовая ул., д.20К.
Как добраться: от вокзала в Павловске на автобусе 618 проехать до остановки Конюшенная улица и пройти 20 метров назад от остановки.

Что можно подарить человеку у которого все есть? Император Николай I решил преподнести своей матери, вдовствующий императрице Марии Федоровне … ворота.

Проект ворот был исполнен Карлом Росси, бывшем в то время главным архитектором Павловска. Шестнадцать колонн дорического ордера были закреплены на четырех низких постаментов, сгруппированы по четыре и образовывали три пролета. Средний пролет предназначался для экипажей, два боковых – для пешеходов. Конструкцию венчал коронованный двуглавый орел с развевающимися лентами у лап. Вся конструкция весила 82 тонны, ее высота достигала 10,7 метра, а длина – 17 метров.

Царский подарок был изготовлен в рекордные сроки. Шесть недель ушло на их отливку и двенадцать дней на сборку. Место для них было выбрано на Царскосельской дороге, у границы Павловского парка.

14 октября 1826 года, в день рождения Марии Федоровны подарок был вручен. Растроганная императрица указала — «…повелеваю сии ворота называть по имени любезного моего сына Его Императорского Величества — Николаевскими воротами». Впрочем, жители Павловска чаще называли ворота просто «Чугунными».

Со временем, по мере роста Павловска, Николаевские ворота оказались не на границе города, а глубине застройки.

В 1917 году корона венчавшая орел была сбита народом. В годы Великой Отечественной войны Чугунные-Николаевские ворота были сильно повреждены и восстановлены только в 1981 году.

Источник статьи: http://www.ipetersburg.ru/nikolaevskie-vorota-v-pavlovske/

dharma_ser

Сергей Выжевский


Здание станции Павловск II

Дерингером и Данчичем не заканчивалась застройка современной чётной стороны Садовой улицы. В 1911 году отставной коллежский советник Авсеенко и жена санкт-петербургского ремесленника Александрова получили в аренду на 36 лет два участка слева от Славянской просеки, но, по-видимому, застроиться успела только Александрова. На плане Слуцка 1932 года её дом находится примерно напротив современного дома № 5 по нечётной стороне улицы. В настоящее время на месте этих двух участков стоит послевоенный дом № 4.
Было также упомянуто, что один из домов Н. Н. Трембовельской стоял на Павловском шоссе. Действительно, дальнейшая часть современной Садовой улицы является естественным продолжением Павловского шоссе, шедшего изначально из Царского Села и в начале XX века разрезанного железной дорогой.
Дело в том, что первоначальная Царскосельская железная дорога заканчивалась в Павловском парке, и продолжить её было невозможно. К концу XIX века, когда сеть стальных магистралей охватила всю Россию, это стало анахронизмом, и в 1900 году Царскосельскую железную дорогу купила Московско-Виндаво-Рыбинская, пожелавшая иметь вокзал в Петербурге. Чтобы присоединить Царскосельскую дорогу к общей сети, решено было на подходе к Павловску сделать ответвление и построить вторую станцию. Её так и стали называть Павловск II.
Точно так же — Павловск II — стали называть и квартал городской застройки, возникший у станции со стороны Царского Села, быстро начавший застраиваться домами с дешёвыми дачами. В этом своеобразном заповеднике ещё сохраняется несколько подлинных деревянных домов начала XX века.
Вокзал новой станции — одноэтажное здание из брёвен, обшитое досками, с квадратной в плане башенкой — был построен по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского (1863-?) и нёс на себе элементы северного модерна. Этим же архитектором, трудившимся преимущественно над проектами сооружений для железных дорог, в первую очередь Московско-Виндаво-Рыбинской, создано современное здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. В здании Павловского вокзала располагались залы ожидания для пассажиров I, II и III класса, буфет и кухня.


Платформа станции Павловск II. Вид с виадука

Открытие новой линии состоялось 1 августа 1904 года. При этом, чтобы не застопорить движение, на шоссе над железной дорогой был перекинут виадук, насыпь которого сходила на нет у современной заброшенной водонапорной башни, появившееся уже после Великой Отечественной войны. Предшественником последней служило «водоподъемное здание станции Павловск II», выстроенное одновременно с вокзалом, из кирпича и дерева, ещё более выразительное произведение архитектурного модерна.


Водонапорная башня, взорванная в сентябре 1941 года

В то время и вокзалу, и водоподъёмному зданию было с чем потягаться. Ведь именно здесь, где Павловское шоссе впервые достигало Павловского парка, в створе аллеи Красного молодца, ведущей к Круглому залу, находились Золотые ворота, построенные в 1797 году и украшенные императорской короной и двойным вензелем хозяев, сочетавшим начальные буквы имён «П» и «М» — Павел и Мария. Отдельные металлические украшения ворот были вызолочены, откуда ворота и получили своё название. Рядом стоял Белый столб — фигурная колонна, увенчанная шаром, означающая границу усадьбы.


Золотые ворота и Белый столб

К сожалению, сейчас эти места неузнаваемы. Виадук над железной дорогой был взорван в сентябре 1941 года вместе с «водоподъёмным зданием», когда немцы входили в Павловск, Белый столб и Золотые ворота утрачены во время Великой Отечественной войны.


Взорванный виадук

В 1952 году возле утраченных Золотых ворот была разбита клумба, в центре которой на постаменте установили памятник И. В. Сталину. Одетый в китель генералиссимус держал в правой руке трубку и был изваян из бетона по типовому проекту. Учитывая наступившие вскоре хрущёвские разоблачения культа личности, памятник простоял здесь недолго, и куда исчез, неизвестно.


Памятник И. В. Сталину на фоне вырубленного немцами Павловского парка

Старое здание вокзала станции Павловск II было разобрано в 1953 году, сохранилась лента его каменного фундамента, и над ней сейчас стоит кафе. Единственное, что дожило до наших дней из всего прежнего комплекса — бетонный ледник, где хранились продукты для вокзального буфета, его мы встречаем по правую руку, когда идём от современного вокзала к «Пятёрочке».


Типовой проект погреба для станций Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д.

В 1953-1954 годах по проекту архитектора Гипротранса Алексея Васильевича Малышева было выстроено современное здание Павловского вокзала со шпилем, увенчанным пятиконечной звездой в венке из колосьев.


Павловский вокзал

Этот же архитектор спроектировал пятиугольный дом между улицами Детскосельской и Слуцкой, на границе бывшей дачи Ушакова, также обращённый одним из фасадов к Садовой улице.

Обе эти постройки, выполненные в стиле сталинского классицизма, органично вписались в стиль старого Павловска, и современный вокзал иногда принимают за тот, на котором когда-то играл И. Штраус. К сожалению, в 1994 году шпиль нового вокзала утратил свое украшение, но причиной этого стал износ конструкции, которая покосилась и угрожала падением, а вовсе не желание убрать коммунистическую символику. Кроме того, внутреннее убранство вокзала отчасти пострадало в 2000-е годы во время перестройки, произведенной РЖД в связи с внедрением турникетов. Только в прошлом году здание было внесено в реестр памятников архитектуры и взято под охрану государства, так что, можно надеяться, что потребительское отношение к нему прекратится и больше ничего утрачено не будет.
Украшением современной Привокзальной площади являются и мраморные ворота при входе в парк, перевезённые с Каменного острова — ещё одной резиденции, создававшейся для великого князя Павла Петровича одновременно с Павловском — и установленные на этом месте в 1962 году. Тогда же для нового входа в парк была заново благоустроена привокзальная площадь, а в парке устроена не существовавшая ранее Еловая аллея.

Вот мы и дошли до начала современной Садовой улицы, рассмотрев ее самый старый исторический отрезок — от Большого дворца до Вокзала. Но прежде чем мы перейдем к ее заключительному участку, начинающемуся у Дворца и ведущему к деревне Глинки, вспомним еще одну группу объектов, формально адресовавшихся по Садовой улице, о которых мы говорили вскользь — комплексе зданий вокруг утраченной ныне станции Павловск I.
Дело в том, что нынешний год юбилейный не только для Павловска, но и для первой в России пассажирской железной дороги, которая как раз сюда и вела. Со дня ее открытия осенью исполнится ровно 180 лет.
Все началось с того, что в 1834 году в Россию приехал из Австро-Венгрии чешский инженер Франц Антон фон Герстнер (1796-1840), профессор Венского политехнического института, строитель первой железной дороги у себя на родине. Приехал не просто так, а по приглашению Горного ведомства для обозрения горных заводов, нуждавшихся в том числе в перевозке руды и готовой продукции. Несколько месяцев Герстнер разъезжал по России и изучал обстановку, а в 1835 году подал императору Николаю I записку о необходимости строительства сети железных дорог, включавшей пути от Петербурга до Москвы, от Москвы до Казани, Нижнего Новгорода и Одессы.
Но Николай и его министры заколебались. Будет ли кто-нибудь пользоваться эти новшеством? Не будет ли такая дорога бездействовать зимой, когда пути заносит снег? Не будет ли людям становиться худо от слишком быстрой езды?
В конце концов Николай I согласился на строительство железной дороги от Петербурга до Царского Села и Павловска — до своей летней резиденции и до резиденции брата Михаила. Причём строительство это велось не за счёт государства, а за счёт частных акционеров. Кроме того, было решено для привлечения публики соорудить на конечной станции увеселительное заведение — воксал.
Само слово «воксал» до поры до времени не имело никакого отношения к транспортной станции. Оно происходит из Англии, где в окрестностях Лондона находилось аристократическое поместье Воксхолл (Vauxhall), служившее популярным местом отдыха для лондонской знати. Имя это стало нарицательным для гульбища, и такие воксалы в XVIII-XIX веках появились в разных странах мира, в том числе и в России.
Не стал исключением и воксал в Павловске, открытый летом 1838 года и выстроенный по проекту молодого архитектора А. И. Штакеншнейдера. В здании разместились гостиница, ресторан, бильярд, библиотека и прочие развлечения, способные по замыслу устроителей железной дороги привлечь публику для проезда к конечной станции.

Впрочем, начинание оправдало надежды, и уже с 30 октября 1837 года, когда по железной дороге прошёл первый поезд от Петербурга до Царского Села, народ активно начал обживать новый вид транспорта.
Постоянное движение от Петербурга до Павловска началось 22 мая 1838 года. Составы вели 6 поездов, получившие индивидуальные имена — «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Лев», «Орёл» и «Слон». Вагоны, ходившие по дороге, копировали дорожные экипажи. Берлины — впоследствии вагоны первого класса — были полностью закрыты от непогоды, отличались наибольшим комфортом и имели 24 мягких места. Дилижансы — кареты второго класса — также были закрытыми и имели по 30 мягких мест. Третий класс представляли шарабаны — крытые повозки с шестью рядами скамеек, вмещавшие до 30-40 человек. Самые простые Ваггоны были похожи на шарабаны, но не имели крыш. Вагоны всех классов не имели ни отопления, ни освещения. Проездные билеты во все типы вагонов первоначально были металлическими и по приезде на место их собирали кондукторы.
Через несколько лет железная дорога получила необыкновенную популярность. Не последнюю роль сыграл Воксал с рестораном с музыкой или хором, тирольским или цыганским, первоначально размещавшимся на хорах. В 1839 году из Вены пригласили Йозефа Германа со своим бальным оркестром. Венский вальс начинал входить в моду и в России. Германа сменил Иоганн Гунгль, затем дядя последнего Йозеф Гунгль и наконец самый известный «венский маэстро» Иоганн Штраус, отыгравший в Павловске 10 сезонов (1856-1865). К этому времени оркестр уже спустился с хоров на сцену, а специально для Иоганна Штрауса к Воксалу была пристроена эстрада, обращённая в парк, так что музыку можно было слушать сидя на скамейках, либо в экипаже, остановившись на одной из парковых дорожек. К концу XIX века наступил черёд вступавшей в силу и активно развивавшейся русской музыки.
При этом концерты для приличной публики были бесплатными (неприличную просто на них не пускали), а оркестр нанимала за свой счёт администрация Царскосельской железной дороги. Именно это обстоятельство совершило переворот в жизни Павловска, сделав его популярным дачным местом.

Вокзал Павловск I располагался прямо в парке (недалеко от Чугунных ворот), и в связи с этим была размыта граница между парком и городом. Рядом с вокзалом образовалась площадь, где можно было нанять извозчика. Здесь же строились рестораны, всевозможные лавки и даже фотографический павильон. В 1876 году накануне столетия Павловска рядом с вокзалом по проекту Николая Леонтьевича Бенуа возводится здание красивого деревянного Театра.


Театр в Павловске у Вокзала

Вокзал стал центром притяжения петербуржцев и гостей города. Ходили анекдоты, вроде такого: — «Что сегодня в Вокзале?» — «Французского Дюму показывают». И речь при этом шла не о драматической постановке. Известный писатель Александр Дюма во время своего путешествия по России заехал в Петербург и, конечно же, посетил Павловск и концерт на Вокзале. А люди, читавшие его романы, стремились попасть на тот же концерт, стремясь увидеть своего кумира воочию.
Когда в России появились другие железные дороги, на их фоне Царскосельская дорога выглядела слишком дорогой. Ведь в цену билетов вкладывалась цена оплаты дирижера и оркестра. Многие этим возмущались, но меломаны в свою очередь подавали петицию за петицией, чтобы сохранить концерты бесплатными. Правлению железной дороги приходилось идти у них на поводу, а самому искать дополнительные пути привлечения публики. В 1883 году в здании вокзала было открыто отделение популярной кумысолечебницы доктора А. Л. Эбермана, к игре на площадке перед Вокзалом привлекался военный оркестр, а в начале XX века, когда спорт завоевывал сердца петербургской публики, рядом со зданием Вокзала появились теннисные корты.
В 1912 году упомянутый в прошлой статье житель Садовой улицы А. А. Дерингер устраивает на территории своей дачи временный навес для хранения 6 автомобилей. Эти автомобили сдавались напрокат, для чего было арендовано место на Вокзальной площади рядом со станцией Павловск I и Павловским музыкальным вокзалом. Новый век диктовал новые способы передвижения, идущие на смену привычным извозчикам.
Все это быстро стало сходить на нет после октября 1917 года. Прежде богатые дачники умирали от голода во время Гражданской войны, уезжали в эмиграцию, выжившие скромно ютились в своих бывших домах, потесненные победившим пролетариатом и бегущими в город на заработки и от раскулачивания деревенскими жителями. Недостаток культуры «понаехавших», перенаселенность города и безнадзорность приводили к пожарам. В августе 1931 года сгорело здание Театра. К этому времени там уже давно не ставили спектакли, а крутили кино. Музыкальный вокзал продержался дольше, хотя потерял прежний лоск и изобилие публики. По воспоминаниям местной жительницы, он сгорел в сентябре 1941 года от немецкой бомбежки.
После войны здание вокзала восстанавливать не стали. От прежнего комплекса остался только фрагмент башенки, на которой стоял бак, из которого наливали воду в паровозы (сейчас эта башенка встроена в здание стадиона), один из вспомогательных корпусов, а также остатки чугунного фонаря с обломанной человеческой фигурой и каменная чаша фонтана с лягушками, когда-то находившиеся перед главным фасадом.


В центре фасада здания перед стадионом (катком) возвышаются остатки башенки

Неоднократно ставился вопрос о восстановлении этого замечательного памятника нашей истории, видавшего практически всех музыкальных знаменитостей, но, к сожалению, пока это только разговоры. Тем более что прежней культурной жизни пусть и в воссозданных стенах не суждено повториться. Поезд не сможет приходить в парк, как раньше, концерты, как прежде, не будут бесплатными, а город не сможет быть дачным.

Источник статьи: http://dharma-ser.livejournal.com/7650.html


Adblock
detector