Меню

Что такое правда где она живет и как ее найти



«Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» («Кладовая солнца» М.М.Пришвина)

Описание разработки

Цель и задачи урока:

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда, есть правда вековечной суровой борьбы за любовь».

Раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова – образы, события.

Тип урока: урок-анализ художественного произведения

Вид урока: обобщение знаний

2. Выставка книг М.М.Пришвина.

3. Иллюстрации детей к наиболее понравившимся эпизодам сказки.

  1. Слово учителя

— Ребята, сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». «Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы», — пишет В.А. Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Эта работа поможет нам выяснить, в чем заключается «правда жизни», о которой пишет автор.

— Что такое правда? Истина? (запись в тетрадях).

1. То, что соответствует действительности, истина.

2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

3. Правда – это взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, «дикая жизнь»- это жизнь только для себя.

1. То, что существует в действительности, отражает

2. Утверждение, суждение проверенное практикой, опытом.

— Значение этих слов вам понятно?

— Эпиграфом нашего урока являются слова М.М.Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Анализируя сказку, подтвердим эти слова писателя.

Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приемов.

Стр. 45 «Лет 200 тому назад…»

Стр. 53 «На этой подвижной земле»

— Какие приемы использует Пришвин, описывая природу?

Ответы учащихся: (Благодаря олицетворениям, сравнениям, метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев. Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.)

— Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Есть в ней и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

  1. Проверка домашнего задания.

Работа в группах (1-2 ученика из каждой группы пересказывают эпизоды, дополняя друг друга, добавляя детали, подробности. По каждому эпизоду проводится беседа по вопросам.)

Инсценировка по 1 эпизоду «Ссора Насти и Митраши».

Перечитайте эту сцену со слов: «неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой»; выделите из своих товарищей «группу» (рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Ответы на следующие вопросы:

— Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть погибельное место?

— В чем, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли Настя и Митраша до этой мудрости?

— Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

— Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, что у него ружье и компас?

— Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, что у нее в корзине хлеб, молоко, картошка?

— Как природа предупреждает мальчика об опасности? («Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной». Елочки-старушки преграждают ему дорогу.)

— Несколько раз писатель говорит о «тропе человеческой». Это ключевой символ повести. Как нужно понимать этот символ. Соотнесите эпизод выбора «тропинки» к цели Митрашей с истолкованием смысла выражения «кладовая солнца» («Тропинка», «путник», «ручеек» — слова-образы в художественных произведениях М.М.Пришвина, символизирующие «тропинку» человека из своего «Я» к общей дороге жизни всех людей, опыту поколений.)

— Что должен означать уход Митраши с протоптанной людьми тропинки?

(Пренебрежение опытом поколений, влекущее за собой опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь.)

3 эпизод – «Приключение Насти в лесу»

— Почему, из-за чего Настя незаметно сошла с набитой тропы?

Настя попала под власть унижающего человека чувства жадности, когда «хочется все больше и больше».)

— Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем? Почему лось «видит» Настю, а не Настя лося? Почему автор говорит о ней: «прежняя золотая курочка»?

(Лось ползающую от жадности по земле девочку даже не признал за человека: Настя забыла о брате.)

— Во всех эпизодах природа хочет предупредить своих героев, но понимают ли это Настя и Митраша?

— Мне кажется, что нет. Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

— Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

— Не напомнила ли история Насти и Митраши какое-нибудь произведение из русской литературы?( Сказка «Аленушка и Иванушка»)

И Настя, и Митраша должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они все забыли.

— Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?

Анализ эпизода – история про лесника, старого охотника Антипыча.

Выделяем главные мысли: Вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти»; второе – «ужасное несчастье в жизни Травки».

— Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?

(Травка по- своему, по-собачьи ощущала доброе, любовное, дружеское отношение к ней хозяина и была беззаветно предана ему. Смерть лесника была для нее «ужасным несчастьем», потому что отныне, ей нужно было, как и всякому другому зверю, жить для себя».)

— Что же такое счастье, по мнению автора? (Счастьем для Травки было жить для человека, своего друга и хозяина. Правда для любого человека – жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро.)

Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос.

— Я думаю, что эта собака Травка помогла понять правду жизни. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

— Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

— Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, любви к природе, в самоотвержении. Эта та правда, которую передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие.

Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название «Кладовая солнца»?

— Это торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого; солнце – мать, дающая жизнь растениям. Солнечное тепло растения передают, как «наследство», умирая и превращаясь в удобрение.

— Слова «смерть», «наследство», «родители-растения», «запасы» создают второй план повествования. Это мысль о человеческой жизни прошлых поколений, о «запасах» накопленного жизненного опыта, жизненных ценностей, о необходимости быть достойными «наследниками» этих «запасов».

— Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы.

— Я думаю, что сегодня на уроке мы нашли главную, философскую мысль, которую хотел донести до нас М.М.Пришвин. Пока на Земле живет человек, пока на Земле есть хоть одно живое существо, только любовь будет править миром, и в этом заключается ее вековечная правда. Важно понять не только то, что природа и человек – единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием.

Источник статьи: http://videouroki.net/razrabotki/chto-est-pravda-kakaya-ona-gde-zhivet-i-kak-ee-nayti-kladovaya-solntsa-mmprishvina.html

Что есть правда?Какая она?Где она живет?И как её найти?Почему каждый сам должен искать правду?

А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Он говорит о божественном провидении.
Например, случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, а случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести «Выстрел».
Про этот цикл повестей можно сказать: «Не было бы счастья, так несчастье помогло».

В повести «Метель» роковая случайность – это метель, закружившая героев и «подменившая» женихов.
Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Её роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку.
В назначенный для тайного венчания день разыгралась злополучная метель. Невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Невеста как в тумане. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна очнувшись от полусна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец спокойно выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает.
Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по божьему закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат. неизвестно на ком.
А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых Высших Сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных (сакральных) сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но уже по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.

Источник статьи: http://otvet.ws/questions/5721549-chto-est-pravdakakaya-onagde-ona-zhiveti-kak-ee-naitipochemu-kazhdyi.html


Adblock
detector