Меню

Что такое эпитет и как его найти в стихотворении



Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. — что это такое
  2. — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. — на какие виды они подразделяются
  4. — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет — примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным :

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность . Но самое главное – это делать предложение более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные , с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа .

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия :

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные . Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения , с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения , за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным , и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Источник статьи: http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpitet-chto-ehto-takoe-primery-ehpitetov-literatury.html

Что такое эпитет – разжевываю как могу, чтобы вы точно всё поняли и не путались

Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтическое определение. В литературе к эпитетам есть узкий и широкий подход. Согласно узкому, эпитетами могут быть только прилагательные, согласно широкому – слова любой части речи.

Чтобы полностью понять, что это, прочитайте о том, какой пургой эпитеты занесло в язык.

Откуда взялся эпитет

Сначала было только существительное, которое обозначало предмет: дом.

Потом домов стало много и возникла необходимость «конкретизировать» их, как-то различать. Для этого были созданы определения при существительных: деревянный дом, трехэтажный дом.

Такие определения называются «логическими». Логическое определение – это такое, которое все люди дают предмету. Кого в дом ни приведи, все увидят, что он «деревянный», «двухэтажный», «с отоплением». Про дом из бруса нормальный человек не скажет, что он «кирпичный».

А потом возникла другая проблема. Человеку захотелось выразить СВОЕ отношение к предмету. Поймите вот эту разницу. Не какое-то свойство выделить, а свое навязать, я вот типа так вижу. И пошло: «леденящий душу дом», «неприветливый дом», «какой-то у вас дом гнетущий…».

Он что, правда леденит душу [и что вообще такое «душа»?], не машет вам рукой в знак приветствия? Нет. Это просто вы так видите. Для меня дом как дом.

Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у этого (именно этого, не у всех подряд) человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами.

Логические определения дополняют значение существительного. Например, вот есть «треугольник» – у него просто три угла и все. А если сказать «равнобедренный треугольник» – добавится новое свойство – боковые стороны у этого треугольника равны.

Поэтические определения (эпитеты) ничего не дополняют. Красивый треугольник, отвратительный, оригинальный – вы что-нибудь узнали о свойствах этого треугольника? Ничего. Только чьи-то голословные оценки.

Логическому определению можно противопоставить другое логическое: деревянный дом – кирпичный дом, железная кружка – пластмассовая кружка.

Поэтическому определению нельзя ничего противопоставить. «Безмолвное море» – оно что, говорить должно? Не бывает «говорливого» моря.

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Типы эпитетов

Постоянные. Характерны для фольклора, устного народного творчества. Волк какой? Серый. Молодец какой? Добрый. Девица? Красная. Поле? Чистое.

Авторские. Это когда вообще непонятно, как можно сочетать эпитет с определяемым словом. Но автор так «увидел» и написал. У Маяковского, например, есть «тысячеглазовый трест». Надо было еще слово такое придумать…

Общеязыковые. Все остальные.

Широкий и узкий подход к эпитетам

В школах обычно узкий подход к эпитетам, согласно которому эпитетами можно называть только прилагательные и причастия. Согласно широкому подходу, эпитетами могут быть и слова других частей речи:

  1. У меня сейчас другая жизнь (определительное местоимение) – в смысле, а где прежняя? И как может быть «другая», если она одна, от рождения и до смерти?
  2. Здесь как будто произошло мое второе рождение (порядковое числительное) – да как такое возможно? Один раз человек рождается и всё!
  3. Как нежно, пламенно любил я (это из Лермонтова, здесь эпитеты – наречия) – то есть можно еще любить грубо, безразлично, с огнем, золой и пеплом? Так не бывает. Это все отсебятина, поэтические определения.
  4. Крик ужаса (существительное) – крик – это громкий звук, издаваемый голосом. А то, что он «ужаса» – вы сами себе придумали. Крик не может быть ужаса, ликования, счастья, печали, тихой грусти и пр. Вы сами для себя так интерпретируете звук.
  5. Лишь бич свистал, играя (из Некрасова, деепричастие) – как он может «свистать, играя»? А не играя – это как? Нет уж, только Некрасов так увидел и такое определение подобрал.

Логическое определение – это когда «ежу понятно». Золотое кольцо на руке – ежу понятно, что оно из золота.

Эпитет – когда ежу НЕ понятно. Золотые руки, золотое сердце – ёж точно не поймет. И никогда вы ему не объясните.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-epitet


Adblock
detector